Разрешена ли подсветка днища автомобиля

Стремясь выделить своего “железного коня” среди сотен других, автомобилисты прибегают к различным элементам тюнинга.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Существуют стандартные способы приукрасить свою машину – к примеру, установить спойлер, “юбки” или же покрыть кузов специальным карбоновым покрытием.
Если тяга к тюнингу уж слишком велика, можно заняться и “экзотикой” – такой как, например, подсветка днища.
Штрафные санкции
Любителей нештатных конструкций и установок возможно интересует такой вопрос – можно ли ставить подсветку днища автомобиля?
Сначала рассмотрим нормативные положения закона. Ни в КоАП, ни в Перечне неисправностей (Приложение к ПДД) нет такого понятия, как подсветка днища автомобиля. Более того, в нормативных актах даже не предусмотрено нарушения как такового, связанного с установкой лампочек или иных осветительных приборов в нижнюю часть авто.
Что же получается – раз в законодательных документах нет прямого запрета, то тюнинг машины таким способом разрешен?
Ответ на данный вопрос неоднозначен. С одной стороны, ни одной из статей не предусмотрено соответствующей санкции. Значит, сотрудник ГИБДД не имеет формальных оснований для привлечения водителя к ответственности.
С другой же стороны, в некоторых регионах РФ практика по наказанию автолюбителей за внештатную подсветку днища очень даже развита. В связи с неоднозначностью трактовки законодательных положений, возникает обширная почва для различных споров.
Поскольку установка лампочек под днище – не самый популярный вид тюнинга и используется довольно-таки редко, штрафы за такое нарушение практически не накладываются.
Все вышесказанное лишь только подтверждает – у сотрудников ДПС нет четких указаний, за что же наказывать водителя при обнаружении таких элементов тюнинга. Как, собственно, и у автомобилистов нет точной информации – могут ли их оштрафовать, и, если да, то за что конкретно?
Однако мы дадим ответ на вопрос чуть ниже, приведя собственные доводы.
Размер
Размер штрафа за установку на днище автомобиля осветительных приборов будет зависеть от:
- нарушит ли автолюбитель ПДД и КоАП в связи с неправильной установкой светотехники;
- как расценит нарушение инспектор ГИБДД.
Состав правонарушения может быть следующим (как это “видит” инспектор):
Статья КоАП | Состав правонарушения |
Ч. 1 ст. 12.5. | Если инспектор расценит, что подсветка не соответствует порядку безопасности, либо как недопустимые изменения в автомобильную конструкцию |
Ч. 3 | В том случае, если подсветка выходит за пределы днища и нарушает требования Перечня неисправностей в части недопустимости установки спереди и сзади огней определенного цвета |
Ч. 4 | При расценивании неработающей в движении подсветки как спецагрегата для подачи светового сигнала |
Ч. 5 | При расценивании работающей в движении подсветки как специального устройства для подачи светового сигнала (субъект правонарушения – только водитель) |
Ст. 12.4. | Предусматривает различные наказания для тех лиц, которые установили соответствующее оборудование (вне зависимости от того, кто управляет ТС) |
Основная классификация идет по ст. 12.5., так как предполагается, что водитель самостоятельно установил подсветку и использует ее в движении.
Если рассматривать эту статью, то максимальное наказание предусмотрено по ч. 5, а именно:
- изъятие прав от 1,5 до 2 лет;
- конфискация подсветки.
Такое наказание ждет водителя, если:
- инспектор расценит, что лампочки на днище – это спецустройство для подачи светового сигнала;
- подсветка использовалась во время движения авто (а не просто на стоящем автомобиле).
Разумеется, оформление протокола по этой части настоящей статьи – явление крайне редкое. Куда большая вероятность получить штраф в 500 рублей по ч. 1. Такое наказание ждет водителя в случае классификации инспектором правонарушения, как внесение недопустимых конструктивных изменений.
Лишение прав
Лишение прав ждет водителя практически по всем частям ст. 12.5., кроме ч. 1.
Лишение на время до 1 года ждет автолюбителя и в случае, если спереди или сзади установлены световые агрегаты с цветом огней, не разрешенным к использованию.
До 1,5 лет можно лишиться прав, если просто установить (то есть не использовать в движении) средства для подачи световых сигналов, и до 2 лет – если использовать их еще и в движении.
Основания для наказания за подсветку днища автомобиля
Несмотря на то, что подсветка днища автомобиля может быть расценена сотрудником дорожной полиции, как спецсигнал, такая квалификация практически не используется.
Наиболее распространены следующие:
- внесение неправомерных изменений в параметры автомобиля (ч. 1 ст. 12.5.);
- нарушение требований законодательства при установке световых приспособлений ненадлежащего цвета или режима работы (ч. 3 этой же статьи).
Внесение недопустимых изменений в конструкцию автомобиля
Все рассмотренное выше – это лишь возможные варианты развития ситуации на практике, но никак не законодательные обоснования.
Если же произвести детальный анализ нормативных положений, то по данному основанию не должны штрафовать тех, кто установил на своей машине освещение под днищем.
Приведем обоснования, подтверждающие этот факт, из нормативных положений КоАП.
За незаконные изменения в конструкцию машины наказание следует по ч. 1 ст. 12.5. В статье указано, что список неправомерных изменений определен в Перечне неисправностей и условий (Приложение к ПДД).
Здесь же сказано, что указанное наказание (предупреждение или штраф) применяется в случаях, если нарушение не подпадает под одну из других частей настоящей статьи (ч. 2 – ч. 7).
Теперь смотрим ч. 3. Здесь сказано, что за управление машиной с установленными на передней части фарами, излучающими красный свет, а также за управление ТС со световыми агрегатами в любой части авто, режим работы и цвет огней которых не соответствует Перечню, следует более суровое наказание – лишение до 1 года.
Другими словами, все нарушения, которые регламентируются ч. 3 ст. 12.5., относятся именно к нарушениям правил установки и/или использования световых приспособлений.
Из буквального смысла норм закона следует вывод, что применять ч. 1 нельзя, в связи с тем, что она используется в случаях, когда это отдельно не оговорено в других частях настоящей статьи.
Ч. 3.1. Перечня гласит, что не допускается использование ТС, если количество, тип, цвет, расположение и режим работы световых агрегатов отличны от тех, которые были предусмотрены заводом-изготовителем.
Ключевое слово здесь – расположение. Поскольку в большинстве машин конструктивно не предусмотрена подсветка днища, делаем вывод, что это нарушение правил расположения световых приспособлений.
Представляется, что именно по ч. 3 ст. 12.5., следуя вышеуказанным выводам, и должны штрафоваться граждане, установившие лампочки на днище. Однако на практике все может выглядеть по-другому.
Нарушение установленных требований при размещении на автомобиле осветительных приборов
Если следовать буквальному пониманию закона, то наказание по ч. 3 ст. 12.5. должно последовать вне зависимости от того, “выходит” ли подсветка днища за его пределы.
Так, подсветка может быть синей или красной, а спереди такой цвет использовать запрещено. То же самое, если подсветка выходит за границы задней части авто – согласно 3.6. Перечня, фонари заднего движения должны быть только белые, иные световые агрегаты (поворотники, габариты) – только красные, желтые или оранжевые.
Не совсем понятно, как будут классифицировать нарушение, связанное с подсветкой, выходящей за границы задней части. К чему ее отнесут – к фонарям заднего хода, или к иным световым приборам (и какой цвет считать, как несоответствующий?).
На наш взгляд, классифицировать по ч. 3.6. Перечня (и применять наказание по ч. 3 ст. 12.5. именно за несоответствие цвета) не представляется возможным.
Итак, сделаем небольшие выводы. Но как будет выглядеть ситуация на практике, предсказать сложно:
- состава правонарушения по ч. 1 ст. 12.5. нет, так как в этой части сделана отсылка на ч. 3., регламентирующую ответственность именно за нарушения, связанные со световыми приспособлениями;
- более уместна классификация по ч. 3 ст. 12.5., и именно за то законодательное нарушение, которое определено в ч. 3.1. Перечня, а не ч. 3.6.;
- именно нарушение расположения световых агрегатов, поскольку подсветка изначально не идет с завода, и является основным составом правонарушения.
Условия установки
Существует два основных способа сделать подсветку:
- при помощи неоновых ламп;
- посредством светодиодной ленты.
Последний метод наиболее популярен, ведь именно светодиоды более эффективны и экономичны, чем неон.
И хотя мы сделали вывод, что классификацию по ч. 3.6. Перечня использовать неправильно, все же некоторые инспекторы могут трактовать требования закона несколько иначе.
Поэтому рекомендуется:
- желательно устанавливать подсветку так, чтобы она не выходила за границы передней и задней частей авто;
- или использовать только те цвета, которые разрешены.
Основные требования:
- яркость подсветки должна быть такой, чтобы не доставлять дискомфорта другим автомобилистам;
- свет, излучаемый подсветкой, должен быть направлен вниз;
- спереди допускаются огни белого, желтого и оранжевого цветов, на задней же части – красные, желтые или оранжевые (для поворотников и габаритов) и только белые (для фонарей заднего хода).
Крайне не рекомендуется использовать подсветку, идентичную световым сигналам спецслужб (поочередное мерцание синего и красного цветов).
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.