Порядок оформления европотокола при дорожно-транспортном происшествии

Все жители мегаполисов знают, что попасть в аварию это значит потратить много времени на ожидание сотрудников ГИБДД, которые оформят случившееся. А потом придется ехать в отделение, где будет решаться вопрос о виновности, хотя все итак очевидно.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Живущие в Европе рассказывали, что при незначительных авариях, каких в городе происходит довольно много, автомобилисты сами решают эту проблему, напрямую обращаясь в страховую компанию. До недавнего времени наши соотечественники могли об этом только мечтать.
Определение
В 2014 году были внесены изменения в закон об ОСАГО, которые существенно упростили процедуру оформления аварий. Процедура оформления ДТП без вызова ГАИ укоренилась под названием Европротокол. А название такое появилось, потому что извещение, заполняемое водителями, имеет одинаковый вид во всей Европе.
Таким образом, Европротокол при ДТП — это народное название. В законе «Об ОСАГО» нет такого определения. Однако есть ст. 11.1 закона, которая разъясняет правила заполнение документов без вызова уполномоченного сотрудника полиции.
Где выдают бланк
С появлением европротокола многие водители стали думать, что необходимо заполнять какой-то специальный бланк. На самом деле, заполняется уже знакомое всем извещение о ДТП. То самое, которое заполняется всегда, если автовладелец планирует получать выплату со страховой компании.
Как правило, бланк извещения выдают вместе с новым страховым полисом. Многие страховые компании выпускают его в форме небольшой брошюры, где довольно подробно расписаны правила заполнения и представлен образец.
Если автомобилист уже использовал извещение в прошлом ДТП, то достаточно подъехать в офис своей страховой компании и попросить выдать ему новый бланк. Бланк предоставляется бесплатно.
В каких случаях можно использовать
Законодатель довольно четко определил, когда можно применять европротокол, а когда необходимо вызывать ГИБДД.
Оформление европротокола при ДТП возможно:
- В аварии пострадали только два автомобиля. То есть ущерб будет возмещаться исключительно потерпевшему. Необходимо отметить такой нюанс, что при столкновении двух автомобилей, один из которых двигался с прицепом, также возможно оформление по европротоколу. Это четко указано в п.1 ст. 11.1 закона «Об Осаго».
- В аварии не пострадали люди. Это очень важный момент, поскольку в случае, когда пассажир одной из машин ударился головой, но скрыл этот факт, он не сможет требовать возмещение вреда здоровью. Поэтому если есть пострадавшие необходимо вызвать ГИБДД.
- У обоих водителей на руках действующие полисы ОСАГО. В этом вопросе стоит убедиться своими глазами и не стоит верить на слово. Потому что если у виновного нет полиса или он просрочен, то возмещение от страховой потерпевший не получит.
- Пострадали только автомобили и не причинен ущерб имуществу города, коим признаются дорожные знаки, ограждения, остановки и так далее.
- Ущерб пострадавшего автомобиля не превышает 50 тыс. рублей.
Здесь нужно особенно отметить, что закон об ОСАГО допускает оформление европротокола при повреждении до 400 тыс рублей, но для этого необходимо чтобы на автомобиле было установлено устройство ГЛОНАС, которое позволит получить точные данные о месте ДТП со спутника.
На сегодня это практически не применяется:
- У водителей нет разногласий по вопросу виновного лица.
- У водителей нет разногласий по вопросу предварительной оценки ущерба имуществу.
- У водителей нет разногласий относительно повреждений автомобиля. То есть виновный согласен с тем, что указанные потерпевшим повреждения были нанесены именно в этой аварии.
Если любое из этих условий нарушено, то заполнять извещение без вызова сотрудников ГИБДД нельзя.
Сумма покрытия
Закон «Об ОСАГО» в п.4 ст. 11.1 четко определяет, что в случае оформления документов без участия сотрудников ГИБДД, то есть при заполнении европротокола, размер страхового возмещения не может превышать 50 тыс. рублей. Эти изменения были приняты в редакции закона от 28.03.2017 года.
Другими словами, если вы неверно оценили ущерб своего автомобиля и не вызвали уполномоченного сотрудника ГИБДД, то максимальный размер возмещения будет 50 тыс. рублей. И взыскать большую сумму со страховой компании в судебном порядке будет невозможно.
Однако п.5 ст. 11.1 закона гласит что при оформлении документов на ДТП совершенное в Москве или Санкт-Петербурге и их областях, ограничение в 50 тысяч не распространяется и сумма возмещения устанавливается п. «б» ст 7. В этой статье указано, что сумма возмещения может быть увеличена до 400 тыс. рублей. Но тут же отмечено, что подобное расширение выплаты возможно лишь в случаях когда на автомобиле установлены средства контроля с использованием технологии ГЛОНАСС.
Когда не составляется европротокол при ДТП
В некоторых случаях оформление ДТП невозможно без вызова сотрудника ГИБДД. Правда, все равно придется заполнять извещение о ДТП, а также нужно будет получить копию протокола и определение о признании виновным.
Европротокол не составляют:
- Когда в ДТП пострадали более двух машин. Причем неважно, каким образом произошло столкновение. Даже если виновник сдавал задом на парковке и задел стоящие рядом два автомобиля, обойтись европротоколом не удастся.
- Когда пострадали люди. Европротокол рассматривает лишь случаи повреждения имущества, поэтому если в ДТП есть раненые, то обязателен вызов ГИБДД.
- Если в результате ДТП пострадало городское имущество (фонарный столб, ограждение, шлагбаум, остановка транспорта)
- Если примерная оценка повреждения превышает установленный лимит
- Если водителям не удалось достичь соглашения по вопросу виновности.
В любом из этих случаев заполнение извещения без уполномоченного сотрудника ГИБДД будет основанием для отказа в выплате возмещения.
Разрешено оставить место аварии
При соблюдении всех условий, достаточных для заполнения европротокола и фотофиксации места происшествия водители должны убрать автомобили с проезжей части. Это регламентировано ст. 2 п. 6.1 ПДД РФ.
Действия водителя до составления документа
После того как произошло ДТП водитель обязан следовать правилам дорожного движения.
В ст. 2 ПДД указано, что при ДТП необходимо:
- остановить автомобиль;
- включить аварийную сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки.
После этого производится оценка состояния водителя и пассажиров. Если нет пострадавших, то можно рассматривать вопрос составления европротокола. Также необходимо убедиться, что во второй машине нет пострадавших.
Поскольку для составления документов без вызова сотрудников ГИБДД необходимо отсутствие разногласий по любым вопросам, то для начала необходимо обсудить со вторым водителем все нюансы произошедшего.
Необходимо также оценить не находится ли второй водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если есть подозрения что это так, то необходимо вызвать ГИБДД и требовать, чтобы его отправили на освидетельствование.
Если есть свидетели происшествия, готовые подтвердить свои показания, то нужно записать их контактные данные для предоставления в страховую компанию.
Оценка состояния авто
Это один из самых сложных моментов. Непрофессионалу оценить на первый взгляд, во сколько обойдется ремонт практически невозможно. Если речь идет о небольшой царапине на бампере это одно, но когда повреждения более серьезные, то стоит позвонить в страховую компанию и уточнить порядок действий.
Также можно связаться с автомобильным сервисом, где вы обычно ремонтируете машину, и уточнить стоимость ремонта. Также не забывайте, что расчет суммы возмещения идет с учетом амортизации автомобиля.
Фото и видеосъемка
Для того чтобы подготовить доказательную базу необходимо четко зафиксировать произошедшее. Если есть запись с видеорегистратора — это будет отличным способом подтвердить или опровергнуть виновность.
Необходимо сделать несколько фотографий ДТП, используя максимальное количество ракурсов.
В обязательно порядке нужно снять:
- общий план места происшествия, на котором будут видны дорожные знаки, линии разметки, светофоры и перекрестки и т.п.;
- общее состояние дорожного полотна и следы тормозного пути;
- расположение автомобилей на дороге, так чтобы были видны номерные знаки обеих машин;
- поврежденные детали автомобиля , а также места осыпи разбитых элементов.
Освобождение проезжей части
После того как место происшествия будет снято во всех необходимых ракурсах, водители обязаны убрать свои автомобили с проезжей части. Недопустимо заполнять извещение до того, как предприняты все меры по освобождению дороги.
Проверить документы всех участников ДТП
Очень важно лично посмотреть документы второго водителя, чтобы убедиться, что все соответствует законодательству. К примеру, водитель может быть не вписан в страховой полис или сам полис на момент ДТП просрочен.
Не стоит верить на слово, ведь обратной стороной такого доверия будет отказ в выплате.
Правила оформления
Бланк заполняется двумя водителями. Поскольку все, что написано на лицевой стороне отпечатывается на втором листе, заполнять надо разборчиво. Неважно, какую половину бланка выберет виновный водитель. Обе половины идентичны и содержат одинаковые вопросы.
После заполнения лицевой стороны, необходимо нарисовать схему. Она должна быть максимально приближенной к реальности и нужно отменить все детали дороги. Листы разделяются и на обратной стороне каждый из участников описывает произошедшее.
После того как обе стороны извещения заполнены, водители обязаны в течение 5 дней предоставить документы в страховую компанию. Виновник не едет в страховую со всеми документами, а может отослать их по почте. Главное подтвердить отправку.
Отправить документы должны оба водителя, чтобы виновнику не пришлось оплачивать регрессный иск от страховой компании потерпевшего
Какие ошибки совершают чаще всего
При заполнении извещения водители часто допускают разные ошибки. Больше всего проблем вызывает пункт, где описываются обстоятельства столкновения.
В страховой компании вместе с бланком извещения часто выдают специальную памятку по заполнению. Если ее нет под рукой, то нужно позвонить в страховую компанию и проконсультироваться относительно заполнения.
На извещении должны быть подписи участников ДТП.
Нюансы заполнения
Хорошо продумайте все, что будете вписывать в извещение. Исправления в бланке не допускаются и послужат основанием для отказа в выплате. Если есть возможность, напишите черновик.
Бланк заполняется шариковой ручкой. Поскольку все написанное должно отпечататься на втором листе, писать нужно с нажимом. Заполнение карандашом запрещено.
При заполнении пункта 16 отметки водителей должны создать целостную картину ДТП.
Виновник ДТП должен проследить за тем, чтобы потерпевший указал только те повреждения, которые появились в результате данной аварии.
Отказ в выплате
Страховые компании всячески пытаются избежать выплат и зачастую придираются к мелочам. Именно поэтому при заполнении извещения нужно быть предельно внимательными.
Исправления в бланке также может послужить основанием для отказа.
Нечеткие буквы, нечитаемые слова, использование жаргонизмов – все это повод для страховой компании, чтобы не платить.
Если водитель не вписал поврежденную деталь в извещение, то независимо от того, выявится ли это при осмотре или нет, возмещения ущерба по этому пункту не будет.
Противоречия в описании ДТП также может послужить основанием для отказа.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.