Особенности закона о такси

Деятельность граждан, связанная с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа за определенную плату, называется таксомоторными перевозками. Закон о такси являет собой очередную попытку урегулировать этот вид заработка со стороны государства.
Статьи Федерального закона № 69-ФЗ
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Такси является одним из самых легких способов заработать деньги для тех, кто умеет водить, поэтому такая работа всегда популярна. Часто она осуществляется без лицензий и с нарушениями.
В современных условиях частных таксистов, работающих в одиночку, становится все меньше, так как на рынке существуют удобные таксопарки и специализированные компании с диспетчерами и интернет-сервисами, которые берут на себя всю заботу о заказах. Изменения в законе о такси приняты с целью усовершенствования эту деятельность.
Необходимость принятия новых норм диктуется современными условиями рынка труда. На данный момент нет закона, целиком посвященного таксомоторным перевозкам. Отношения, связанные с ними регулируются нормативным актом №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Наименование «закон о такси» ему можно дать лишь с натяжкой, но пока иного нет.
Краткая характеристика статей (всего 4 шт.), касающихся таксомоторных перевозок отображена в таблице:
Номер статьи | Содержание |
3 | Изменения в КоАП, ужесточает штрафы. |
7 | Изменения в «Устав автотранспорта и городского электротранспорта», касающиеся админответственности таксопарков и специализированных компаний за нарушения нормативов перевозок. |
8 | Вводит правило, что предприятия в сфере таксомоторных перевозок подпадают под действие закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц …». |
9 | Самая большая статья, содержащая 24 пункты. Фактически это мини-закон, регулирующий полностью все нюансы, связанные с такси. |
Итак, ст. №9 самая важная и затрагивает все стороны рассматриваемой деятельности для юридических и физических лиц.
Среди всего прочего это такие пункты:
- получение разрешений, лицензий;
- требования к автомобилям и водителям;
- полномочия госорганов по контролю;
- ограничения количества такси в субъектах РФ;
- проведение аукционов на предоставление права осуществлять услугу
Указанный акт принят в 2011 г. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2015 г. Лишь 4 из его 10 статей касаются работы такси, но они существенно реформируют всю систему этой деятельности, поэтому к нему неофициально применяют название «Закон о такси».
Небольшое количество статей, их лаконичность и простота, но, в то же время, значительная емкость является дополнительным преимуществом для использования этого документа.
Самые главные аспекты таксомоторных перевозок, действующие на данный момент такие:
- наличие лицензии обязательное. Ее отсутствие наказывается штрафом в 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для предприятий – 400 тыс. руб. Повторное нарушение – тот же штраф, но с конфискацией машины, а для юрлиц – приостановление деятельности на 90 суток;
- за автомобиль с соответствующей раскраской, световым фонарем, но без лицензии – штраф 5 тыс. руб. с изъятием опознавательных фонарей;
- порядок лицензии упрощен: достаточно собрать документы и отправить их отделению Комитета по транспорту РФ;
- условия для предпринимателей упрощены: можно оформить лицензию не только на свой, но и на арендуемый автомобиль. Снижен стаж вождения до 3 лет (был 5);
- можно осуществлять перевозки между регионами;
- техосмотр такой же, как и для личного ТС, нет требования наличия талона ТО.
Штраф за нелегальную работу
За нарушения в работе такси предусмотрены штрафные санкции. Эта сфера регулируется Административным кодексом РФ (КоАП). Санкции разные для частных таксистов, ИП и предприятий. В ближайшем будущем примут изменения в законе о такси, повышающие санкции для нелегально работающих, а также для диспетчеров, передающих им заказы.
Размер
Градация штрафов в зависимости от вида нарушения и субъекта следующая:
Нарушение | Сумма, руб. | Где предусмотрено в КоАП |
Отсутствие лицензии. |
Повторно – конфискация ТС + штраф, а для юрлиц еще и приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ст.14.1.2 п.1 |
За автомобиль со световым оформлением и/или раскраской без лицензии. То есть, за установку цветографического оформления без разрешения. | 5 тыс. с конфискацией световых приборов. | ст.12.5, п. 4.1 |
Отсутствие «шашечек» на бортах и фонаря на крыше. |
|
ст. 12.3 п.2.1 |
Невыдача чека, квитанции, подтверждающих оплату за услуги такси. | Соответственно, 1, 10, 30 тыс. руб. | ст. 11.14.1 |
Нарушение правил перевозок и фрахта. | Соответственно, 5, 50, 200 тыс. руб. | ст. 11.14.2 |
Лазейки в законодательстве о такси
Вопрос об обходе норм законодательства особенно актуальный для водителей, занимающихся индивидуальной нелегальной деятельностью, и желающих работать более законно, не оформляя при этом ООО или ИП. Есть некоторые способы обойти закон о такси без административных наказаний. Следует сказать, что такие лазейки достаточно незначительные.
Можно обойти отдельные требования по специальному оборудованию машин, финансовым операциям, мерам по допуску ТС и водителей на маршрут, а именно:
- теперь можно брать лицензию на арендованные автомобили или на оформленные по генеральной доверенности. Это позволяет фирмам сотрудничать с «частниками», имеющими личные автомобили, с которыми просто заключаются трудовые договора;
- по цветографическому оборудованию нет никаких сложностей: все устройства съемные и недорогие. Стандартных требований к ним нет, кроме одного – это должны быть «шашечки» и традиционные обозначения (слова «такси» и пр.). Должен быть знак на крыше (фонарь) и полосы по бортам автомобиля (магнитные, простые наклейки). Исключения составляют случаи, когда в определенном регионе требуется использовать особое оформление, например, фон белого цвета (в Москве);
- счетчик-таксометр должен быть, только, когда нет утвержденного тарифа, и цена не зависит от времени и километража поездки;
- четких требований к техническому состоянию ТС и к медицинскому освидетельствованию водителей перед выездом на работу нет. Нет конкретных предписаний и требований к профквалификации персонала, занимающегося медицинским освидетельствованием и техосмотром.
Наказание для фирмы и оператора
Много водителей обслуживается специализированными фирмами-операторами, которые берут на себя все заботы о предоставлении заказов. Это достаточно выгодно: с помощью электронных сервисов и специальных программ таксист всегда имеет заказы, его быстро обслуживает оператор. Взамен этого водитель отдает небольшую часть заработка фирме.
Помимо фирм-операторов, которые используют труд водителей со своими автомобилями (арендованными или собственными), существуют также и полностью специализированные компании, имеющие свой собственный автопарк или оформленная сугубо на себя аренда ТС.
Поскольку указанные организации берут непосредственное участие в обслуживании клиентов, их услуги должны отвечать нормам закона.
Для диспетчеров и компаний в 2017 году предусмотрены такие штрафы (когда примут новые правила, они могут бать жестче):
- 45 тыс. руб. – диспетчерам, передающим заказы водителям без оформленного ИП и разрешений;
- для компаний и юрлиц то же нарушение наказывается суммой до 450 тыс. руб.;
- альтернативная санкция для компаний – остановка деятельности на 90 дней.
В будущем планируется отдельно закрепить правило, согласно которому службы такси могут передавать заказы только при наличии лицензии юрлицам, ИП или водителями на трудовых договорах.
Как получить лицензию
Для получения разрешения на такси необходимо осуществить два простых действия: собрать документы и подать их вместе с заявлением в отделение Комитета по транспорту в регионе. На 1 ТС возможна только 1 лицензия.
Специфика выдачи
Новый закон упростил лицензирование. Вот его особенности:
- срок разрешения – 5 лет;
- лицензию допускается оформлять на машины в аренде и использующиеся по генеральной доверенности;
- отказ в выдаче должен быть мотивированным и предоставленным в письменном виде на протяжении 1 мес. с даты подачи документации;
- при изменении регистрационных данных фирмы или ИП лицензию можно переоформить;
- при потере свидетельства его можно восстановить, для чего Комитету отводится до 10 дней;
- уполномоченное учреждение ведет реестр всех разрешений, который размещается в свободном доступе на официальном сайте.
Пакет документов
Перечень документации окончательный.
Он действительный по всей стране и включает всего 4 пункта:
- стандартное заявление;
- подтверждение личности заявителя или его представителя (паспорт);
- документ о налоговой регистрации (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП);
- копия регистрационного свидетельства на легковое авто (ПТС, соглашения о лизинге, аренде, гендоверенность).
Заявление и документы можно подать почтой. Для подачи заявки есть также интернет-сервис: gosuslugi. ru.
Изменения в требованиях к предпринимателю
Для предпринимателей изменения в законе о такси максимально упростили требования:
- наличие 3-летнего водительского стажа;
- техосмотр осуществляется в том же порядке, что и для обычных ТС;
- если машина подается в регионе получения лицензии, то допускаются межрегиональные перевозки;
- если есть соглашение между регионами, то не имеет значения, где происходят посадки/высадки пассажиров.
Условия для работы таксистов
Требования к условиям работы такие:
- легковое авто, предназначенное для перевозки пассажиров;
- должно быть цветографическое оформление. Стандартно – буква «Т», полосы с «шашечками» и фонарь. Строгих правил нет, но «шашечки» обязательно должны быть по бокам машины, а на крыше – оранжевый фонарь с ними. В регионах власти могут утверждать несколько вариантов исполнения, например, в Московской области использование черных шашечек на фоне белого цвета обязательное;
- таксометр обязательный, если нет фиксированного тарифа, и он зависит от времени поездки или расстояния перевозки;
- действующая лицензия. Свидетельство всегда должно быть в машине и предъявляться по требованию клиента;
- должен выдаваться кассовый чек или иной документ строгой отчетности об оплате услуги;
- нарушения правил фрахтования, а также, если машина не собственная, то должен быть соответствующий арендный договор или генеральная доверенность.
Если выявлены нарушения
Согласно редакции закона с изменениями от 1 января 2015 г., если обнаружены нарушения, то региональным ГИБДД или другим уполномоченным органом выдается предписание устранить их в месячный срок. Иначе – аннулирование разрешения. Вместе с предписанием может налагаться штраф.
Причины отзыва разрешения
Причинами для отзыва лицензии могут служить следующие обстоятельства:
- регулярное несоблюдение правил фрахта в иных регионах;
- повторные нарушения требований к ТС;
- стаж вождения до 3 лет;
- авария с фатальным результатом или ДТП с тяжким ущербом здоровью.
Возможные поправки в закон
Когда примут новые нормы (вполне вероятно, что это будет уже в 2017 году), то возможными новшествами может стать следующее:
- бессрочные лицензии и возможность сделать их отдельной ценностью, чтобы можно было закладывать их в банк, передавать по наследству, продавать, арендовать;
- оформление разрешения не на ТС, а сугубо на юрлица и ИП;
- более четкое определение правового положения диспетчерских служб;
- ужесточение штрафов.
Ожидается, что новый закон введет отчисления в Пенсионный фонд и гибкую систему налогов и взносов в зависимости от окупаемости машин.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.